понедельник, 2 июня 2014 г.

КАК МОТИВИРОВАТЬ ПЕРСОНАЛ ВО ВРЕМЯ КРИЗИСА

Мотивация труда персонала является одним из ключевых направлений кадровой политики любой компании, а уж тем более в  период кризиса. В классическом HR-ре чаще всего выделяют следующие виды мотивации:
  • материальная мотивация – увеличение заработной платы, бонусы, премии, процент от прибыли и т.п.;
  • нематериальная мотивация – карьерный рост, удобный график работы, устные и письменные благодарности руководства, корпоративные подарки, тренинги / семинары, медицинская страховка, корпоративы и т.п.


Самым простым и эффективным видом мотивации является, конечно же, материальная мотивация. Но учитывая сегодняшнюю непростую экономическую ситуацию в Украине, на этот шаг руководство компании идет неохотно, а иногда просто потому, что такой возможности в принципе нет. Возникает вполне логичный вопрос - нужно ли вообще мотивировать сотрудников в период кризиса? Рассуждения многих руководителей на тему мотивации сводятся к тому, что сейчас сотрудник как никогда заинтересован в работе, а если его что-то не устраивает, пусть попробует найти новую работу.  

Однако нужно помнить, что во время кризиса у всех есть достаточно поводов для депрессии, а она мешает продуктивно работать. Именно в такой сложный период сотрудников нужно мотивировать как никогда ранее, что поможет преодолеть трудности и сплотить команду.

На сегодняшний день перед владельцами и топ-менеджментом компаний стоит непростая задача: с одной стороны, сокращение финансовых "издержек", с другой – сохранение, по мере возможности, работоспособности коллектива и "ценных" кадров, что поможет выбраться из кризиса с наименьшими потерями. Как мотивировать персонал, если в период кризиса компания не может поощрять сотрудника материально, и что нужно делать, чтоб пусть не повысить, а как минимум сохранить эффективность работы персонала на том же уровне?



Многие украинские компании продолжают работать над мотивацией, стараясь всячески сократить затраты, выделить для себя наиболее значимый "ключевой" персонал (руководители, лидеры направлений, редкие узкопрофильные специалисты, наиболее лояльные к компании сотрудники), а также стараются учитывать индивидуальные потребности сотрудников и их приоритетность. В рамках финансовой дестабилизации, для любой компании важно устоять и преодолеть кризис с наименьшими потерями. Компании, у которых практика мотивации персонала давно устоялась и имеет четко сформированную структуру, чаще всего используют следующие методы мотивации: повышение заработной платы, бонусы и премии, медицинское страхование, обучение за счет компании, публичное признание результатов работы сотрудников.

Эксперты EBS, изучив результаты исследований (итоги 2013 – бюджеты 2014 года) различных аналитических компаний, а также учитывая свои личные наблюдения, пришли к тому, что на сегодняшний день очень многие компании на украинском рынке по-прежнему готовы использовать в своей работе привычные для себя мотивационные инструменты:
  1. Повышение заработной платы. 49% компаний готовы повысить на 10% уровень ЗП. На повышение может рассчитывать так называемый "ключевой" персонал. Остальные 50% компаний намерены, как минимум, сохранить уровень заработных плат на нынешнем уровне;
  2. Обучение за счет компании. 38% организаций повышают затраты на целевую подготовку молодых специалистов, что позволит снизить риски в случае ухода топ–менеджера. 56% компаний практикуют внутреннее обучение (семинары, проведенные ведущими специалистами компании, обучение посредством вовлечения в новые функциональные обязанности);
  3. Бонусы и премии. Практически 63% компаний готовы по-прежнему выплачивать премии, но лишь тем сотрудникам, которые добиваются быстрых и качественных результатов в работе. 40% организаций уровень премий и бонусов значительно уменьшили или вовсе отменили;
  4. Медицинское страхование. 65% компаний готовы оплачивать медицинские страховки своих сотрудников; 36% - отказались, но готовы оплачивать своим сотрудникам медицинскую помощь, но лишь в случае необходимости.
Также многие компании делают ставки на развитие программ нематериальной мотивации сотрудников (совместные праздники, гибкий график работы, корпоративные подарки, устные и письменные благодарности руководства, командные соревнования, отмена дресс-кода). Хотя всегда следует помнить о том, что этот вид мотивации является нематериальным исключительно для сотрудника, т.к. компания всегда несет затраты, пусть и самые незначительные.

В 70% компаний руководство старается наладить коммуникацию с сотрудниками – максимально открытое общение; старается обсуждать с сотрудниками сложности сложившейся ситуации, а также пути выхода из нее. 86% компаний считают, что "ключевой" персонал нужно мотивировать не только в период кризиса, но и "в обычное время". Хотя так думают далеко не все: 7% компаний считают, что мотивация персонала в кризис абсолютно не нужна; в то же время 60%, а это большая часть, ведущих компаний на украинском рынке считают, что в кризис нужно использовать все возможные способы мотивации.

Мотивировать персонал или нет – это лично Ваш выбор. Но помните, что чем более целостным, информированным и правильно мотивированным будет коллектив, тем больше вероятность преодолеть кризис без каких-либо потерь для компании.

Автор: Александра Юлдашева, эксперт EBS

Источник: http://ubr.ua/labor-market/life-at-work/kak-motivirovat-personal-v-period-krizisa-287474


Комментариев нет:

Отправить комментарий